Принятие ответственности – важный шаг на пути к успеху
 

Успех-центр




Центр психолого-медико-социального сопровождения УСПЕХ.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Главная
О центре
Программы
Новости
Словарь терминов
Почта доверия
Контакты

Новые подходы к психологическому сопровождению детей с задержкой психического развития



директор ППМС Центра «Успех»
к.п.н. Н.Ю. Кунакова


Под психологическим сопровождением детей с ЗПР мы понимаем систему профессиональной деятельности, направленную на создание специальных условий для активизации и коррекции  развития ребенка. В системе этой деятельности существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:
  • Диагностическое сопровождение развития ребенка. Диагностика развития ребенка может носить эпизодический характер, проводиться по запросу, а может быть основой мониторинга развития ребенка в процессе его сопровождения.
  • Реализация программ индивидуальных и групповых занятий психологической направленности. В банке программного обеспечения Центра  имеется более сорока  психологических программ занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, в том числе и для детей с ЗПР.
  • Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Анализ результатов сопровождения школьников проводится по  критериям, разработанным специалистами по каждой программе, а также по данным наблюдения и  объективным показателям успешности обучения ребенка в школе.

1. Диагностическое сопровождение
Психологическое сопровождение детей начинается с этапа диагностики развития ребенка и   включает в себя как традиционные методы, так и новые, основанные на использовании компьютерных  технологий. Так, специалистами Центра апробирован вариант компьютерной диагностики развития ВПФ, разработанный учителем – логопедом Центра Калинской Э.В. Идея комплексной компьютерной психодиагностики была заимствована из материалов сайта «Творческих учителей России» (Малькова Евгения Александровна, Зубрин Сергей Викторович). Сама процедура обследования занимает 40 минут и не вызывает утомления у ребенка. Ряд заданий ребенок выполняет в диалоговом режиме. Любой специалист – психолог, дефектолог, логопед  организует обследование в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, выбирая последовательность предъявления материала. Важным преимуществом данного варианта обследования является доступность мгновенной проверки правильности и коррекции в случае ошибки. Таким образом, процедура диагностики имеет обучающий эффект. За прошедший год через  компьютерный вариант обследования прошли более 150 детей.

Психологическая диагностика ЗПР, диагностика нарушения развития, является важным звеном. Специалисты Центра «Успех» применяют тесты, позволяющие проводить дифференциальную диагностику развития и оценку потенциальных возможностей ребенка: обучаемость, соотношение видов мыслительной деятельности в структуре познавательной деятельности и речь.  Разные категории детей с ЗПР четко различаются по соотношению развития видов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического) особенно в возрасте 6-8 лет.

По познавательным возможностям дети с ЗПР значительно превосходят умственно отсталых, но у них очень часто наблюдаются другие трудности, связанные с нарушениями эмоционально-волевой сферы. По данным ряда авторов, у детей с ЗПР позднее формируется эмоционально-волевая регуляция поведения, отмечается повышенный уровень невротизма, нарушения коммуникативной деятельности.

В рамках городской ПМПК мы провели обследование внимания у детей школьного возраста с использование теста «Кольца Ландольта» (компьютерный вариант). Выборка составила более 100 человек в возрасте от 7 до 16 лет. Полученные данные позволяют дифференцировать ЗПР от других диагнозов уже на стадии, предшествующей диагностическому сопровождению.

Специалисты Центра начали апробацию компьютерной программы «1С Школьная психодиагностика». Ее применение позволит улучшить качество диагностического сопровождения и проводить скрининг развития школьников, обращающихся в Центр за помощью.

2. Технологии психологического сопровождения, используемые на занятиях с детьми
Наряду с традиционными методами развивающей и коррекционной работы, специалисты Центра  используют новые.

Технология проектной деятельности
Проектная форма обучения служит методической основой программы «Проект Школа». Данную программу посещали 32 ребенка, из них 22 с ЗПР. У детей улучшаются показатели произвольной регуляции поведения, формируется учебная мотивация, развивается операциональный компонент деятельности (функции контроля и оценки). При этом значительно снижаются невротические проявления у детей, повышается уверенность в своих силах, улучшаются взаимоотношения со сверстниками.

Игровые технологии
Игры Кайе, «Домик», «Свирель», «Песочница», «Мозартика»;
Как считают авторы «Мозартики», методики, основанные на применении нового типа игр, образуют раскидистое дерево, с которого можно собирать великолепные плоды в области развития, обучения и реабилитации детей. В копилке Центра 5 игр (для детей от 5 лет). Мы активно используем на групповых занятиях с учащимися 1-3 классов.

Интегративные психотехнологии
Эти технологии имеют эффект системного воздействия на всю психику ребенка. Коррекция происходит в той сфере, которая больше всего нуждается в ней. Понижается общий уровень тревожности, неуверенности в себе. Самооценка становится более адекватной. В телесных проявлениях дети становятся более гармоничными. Появляется способность к импровизации. У более развитых детей появляется способность к рефлексии. Снижается уровень невротизации. В новом учебном году начнется набор в группу детей с ЗПР 6-9 лет по программе «Волшебное путешествие» (с целью неспецифической коррекции развития ребенка).

«Календарь радости», «Копилка успехов», Книга «Я-везунчик», релаксационные упражнения, аффирмации.

Мультимедийные обучающие программы
Психологические занятия с детьми ведутся с использованием программ развивающих занятий по возрастам и по ступеням сложности. Мы отмечаем значительную активизацию познавательного интереса, рост функциональной грамотности и активный интерес к успешному выполнению заданий. Очень широко используются компьютерные обучающие программы в логопедическом сопровождении.

Индивидуальные занятия строятся так, что часть времени отводится для упражнений с использованием компьютера. Например, программа «Коррекционно-развивающие  занятия для детей» (пр-во «Адалин») включает в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления продолжительностью 15 минут. Каждое задание начинается с подробной инструкции, которую ребенок должен прочитать, повторить (как он понял задание), затем выполнить. Психолог предлагает  ребенку обосновать ответ, объяснив, почему он сделал такой выбор. Только после этого ребенок может проверить правильность ответа, решения, выполнив определенные действия на компьютере.

Групповые занятия с использованием компьютера строятся так, что одно и то же задание одновременно выполняют все дети в тетрадях, а один работает на компьютере, затем меняются. Задание каждому подбирается с учетом индивидуальных возможностей школьника.

Применение компьютерных технологий на психологических занятиях помогает сделать коррекционно-развивающую работу интересной, увлекательной для детей с ЗПР, развивает кругозор и творческие способности.

Психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где  основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы. Существует проблема недостаточного внимания специалистов-психологов к обогащению опыта эмоциональных переживаний ребенка с ЗПР, формированию адекватного уровня ситуативной тревожности, не позволяющему ребенку оценивать свои достижения. А.В. Запорожец, посвятивший ряд своих работ проблемам эмоционального развития дошкольников, отмечал, что раннее неблагополучие аффективных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками или дефектность эмоционального общения с окружающими, создает опасные нарушения личностного развития. Есть исследования, подтверждающие, что развитие эмоциональной сферы значительно влияет на умственное развитие, которое надо просто разбудить, активизировать и это можно делать методами арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии и др. Направление психологической коррекции эмоционального развития детей сейчас исключительно актуально. При обследовании ребенка с ЗПР специалисты отмечают следующие особенности поведения: нерешительность, боязливость, неуверенность в возможности одобрения, уверенность в порицании, заученная беспомощность.
В практику психологического сопровождения введена новая программа «Лесенка радости», направленная на развитие эмоционального интеллекта школьников, в том числе с ЗПР. На 2009-10 учебный год 13 детей с заключением ПМПК получили направление по данной программе.

Состояние детей с ЗПР, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы. В качестве сопровождающей технологии используется тест «Домики» (компьютерный вариант). Он дает возможность составить психологический портрет ребенка с точки зрения развития эмоционального интеллекта.

3. Направления анализа результативности психологического сопровождения детей с ЗПР
  • отзывы родителей;
  • отзывы детей, посещавших занятия;
  • супервизия;
  • отчет специалиста по итогам реализации (апробации) программы на КМС;
  • проведение открытых занятий и мастер – классов для педагогов-психологов;
  • результаты психологической диагностики (в начале и в конце цикла занятий);
  • востребованность программы (количество заключенных договоров, наличие жалоб и др.).
 
« Пред.   След. »