![]() |
Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развитияКривуля А.П.педагог-психологПереход детей с ЗПР от условий
воспитания в семье или в дошкольных
учреждениях в атмосферу школьного обучения предъявляет более сложные
требования к их возможностям.
|
У подавляющего большинства таких
детей уже в первые недели обучения наблюдается выраженная школьная
дезадаптация, которая находит отражение в следующих явлениях:
Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.
У учащихся данной категории встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты.
Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности.
В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания Л. И. Переслени и другими исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
При наличии посторонних раздражителей дети с ЗПР медленно выполняют работу и делают больше ошибок. Например, при анализе письменных работ младших школьников с ЗПР выяснилось, что около половины допущенных ими ошибок в письменных работах- это ошибки «внимания»:
- в трудностях усвоения ребенком школьной программы;
- в эмоционально-личностных проблемах ребенка (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным предметам или педагогам, возможные конфликты с одноклассниками);
- в нарушениях поведения (ребенок отказывается идти в школу, на уроках нетерпелив, возбудим, не проявляет познавательную активность, отвлекается и пр.).
Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.
У учащихся данной категории встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты.
Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности.
В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания Л. И. Переслени и другими исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
При наличии посторонних раздражителей дети с ЗПР медленно выполняют работу и делают больше ошибок. Например, при анализе письменных работ младших школьников с ЗПР выяснилось, что около половины допущенных ими ошибок в письменных работах- это ошибки «внимания»:
Анализ письменных работ младших школьников с ЗПР
- пропуски или перестановки букв и слогов, например: видней-вдней, светлую-сетлую, летом-летм, снег-сег, лицо-ли, малина-манила и т.п;
- удваиваниегласных и слогов, например: обвязал-ообвязал, горячее-горячеее, погода-погогода и т.п.;
- соединение слов, например: завяли цветы-завялицветы, утром уходят-утромуходят и т.п.;
- недописывание элементов букв и т.п.
Выявляются различные особенности
проявления расстройств внимания у
детей с задержкой психического развития (З. Тржесоглава):
При задержке психического развития с синдромом гиперактивности наблюдается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушение внимания нарастают в момент в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма- при утрате интереса к данному виду деятельности.
Недостаточность объема произвольного внимания нередко отмечается у детей с задержкой психического развития с церебрастеническим и астеническими синдромами, при выраженном психофизическом инфантилизме, при задержке психического развития с психопатоподобным синдромом.
Устойчивость произвольного внимания часто страдает у детей с задержкой психического развития с астеническим и церебрастеническим синдромами и у детей с ДЦП.
- Повышенная истощаемость произвольного внимания. Неустойчивость (колебания) внимания ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течении 5-15 минут, затем в течении какого-то времени, хотя бы 3-7 минут, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В момент «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности.
- Недостаточная способность концентрации внимания. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Это указывает на возможность наличия органических факторов соматического или целебрально- органического характера;
- Чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.
- «Неселективное» внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей.
- Частая переключаемость внимания, повышенная отвлекаемость. В этом случае подразумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители. Сравнительное экспериментальное исследование влияние посторонних воздействий (шума, речевых помех) на деятельность детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.
- «Прилипание внимания», т.е инертность внимания. Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
При задержке психического развития с синдромом гиперактивности наблюдается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушение внимания нарастают в момент в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма- при утрате интереса к данному виду деятельности.
Недостаточность объема произвольного внимания нередко отмечается у детей с задержкой психического развития с церебрастеническим и астеническими синдромами, при выраженном психофизическом инфантилизме, при задержке психического развития с психопатоподобным синдромом.
Устойчивость произвольного внимания часто страдает у детей с задержкой психического развития с астеническим и церебрастеническим синдромами и у детей с ДЦП.
Таким образом, указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти, что приводит к трудностям усвоения школьной программы и требует специальных коррекционных воздействий.
Список используемой литературы:
- И. И. Мамайчук, М.Н. Ильина. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2004.
- Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей. под редакцией К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
- Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников.- М, 1995.
- Дети с ЗПР / под редакцией Т.А. Власовой, В.И. Лубовского. М.: Педагогика 1984.
- Е.В. Шамарина, Е.Е. Чернухина. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР. – М.: Книголюб, 2006.