![]() |
Эффективность общения учителя и учеников(часть II)ЭмпатияБогачкова Н.Л.педагог-психолог |
Можно выделить пять основных причин,
препятствующих установлению оптимального педагогического общения между
педагогом и учениками:
Не будем забывать, что учитель является инициатором педагогического общения, организуя его и управляя им.
Сегодня на первый план выходит не воспитательное воздействие как сообщение школьнику абстрактных призывов, замечаний, критики, приказов и т.п. Ребенок уже не является пассивным объектом воздействия педагога, поэтому если педагог хочет воспитать человека, то он должен понять особенности личности ученика.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является идентификация – уподобление себя этому человеку. Существует тесная связь между идентификацией и близким ему по содержанию понятием – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Рассмотрим это понятие более глубоко.
Эмпатия (от греч. Empatheia – сопереживание) - понимание душевного состояния другого человека, его переживаний и доброжелательное их восприятие, сопереживание. Эмпатия психолога к клиенту - особое чувство, благодаря которому психолог-консультант может как бы изнутри понимать психологию клиента, проникать в его внутренний, психологический мир, лучше и глубже познавать личность клиента и его состояния.
Эгоцентрическая эмпатия — переживание за самого себя; страдания другого в этом случае являются поводом переживать за себя.
Эмпатия (сопереживание) – наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт. В этом случае мы фактически испытываем одинаковые эмоции. Чаще всего мы разделяем эмоции своих детей (т.е. гордимся ими, когда они гордятся собой, разделяем их печаль и обиду). Сопереживание другому человеку означает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы глубоко разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев и так далее. Когда эти эмоции мучительны, у нас часто возникает потребность к действиям, помогающим освободиться от них.
Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. И это не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание – мы как бы зеркально отражаем чужие эмоции. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них. В связи с этим различают следующие уровни эмпатии: сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым), сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому), симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям).
Способность к эмпатии снижается, если человек испытывает психологический дискомфорт. Когда мы находимся в состоянии тревоги, депрессии, злости, когда перегружены текущими проблемами, нам сложно сопереживать кому-то.
Эмпатия является важнейшим из личностно-профессионально значимых качеств учителя. Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. К сожалению, многие педагоги оценивают учеников по двум показателям: успеваемость и дисциплина.
По этой схеме можно выделить пять типов учащихся:
И по этим критериям учитель определяет свое отношение к ученику. К ученикам из первой группы учителя, как правило, благоволят, помогают им. К школьникам из второй группы учитель относится неплохо, но не доверяет им, случаются и конфликты. К ученикам из третьей группы учитель относится скорее хорошо и стремится помочь им не снизить результатов в учебе. С учениками из четвертой группы у педагога регулярно возникают конфликты. Ученики же из пятой группы обычно остаются «в стороне», им не уделяется особого внимания.
Однако этот подход плох для всех групп учащихся. Понятно, что при общении с учителем наиболее некомфортно двум последним группам. Недифференцированная поддержка учеников из первой группы не дает им опыта в преодолении трудностей, которые неизбежно возникнут при смене учителя или по окончании школы. Ученики из третьей группы нередко привыкают к слабым результатам, а ученики из второй группы довольно часто «перемещаются» в четвертую группу.
Учителя с неразвитой эмпатией зачастую проявляют бестактность к учащимся. Вместо того, чтобы попытаться понять ребенка, они используют угрозы, критику, обвинения, нравоучения, высмеивание, морализирование и т.п.
Развитие в себе эмпатии требует серьезной внутренней работы. Для установления контакта между учителем и учеником учителю мало просто осознавать позицию школьника, важно уметь сопереживать ее вместе с ним. Неподдельный, искренний интерес к другой личности как таковой – основная предпосылка глубокой эмпатии. Такой интерес можно выразить простым вопросом: «Тебя что-то беспокоит?»
В ходе эмпатического познания происходит несколько процессов: эмоциональная оценка другого человека, попытка понять смысл его поступков и формирование стратегии своего собственного поведения.
Эмпатийная культура педагога выражается в способности откликаться на переживания ученика, распознавать его чувства, мысли и эмоции, и строить свои отношения с учащимися, считаясь с их внутренней позицией.
Не случайно опытные учителя много внимания уделяют общению с учениками. Они тщательно продумывают не только содержание учебного материала, но и то, с кем посадить ребенка, как активизировать деятельность одного и снять агрессию у другого, как вызвать на откровенный разговор.
Умение заметить хорошее в детях, их делах, поведении, сказать об этом вслух, порадоваться вместе - великий дар, который следует развивать у себя каждому педагогу.
Многие дети нуждаются в поддержке, положительной оценке своих действий. Педагогическая оценка - часть общения учителя с ребенком. Оценка учителем ответа ученика на уроке или его поведения во время перемены, или участия во внеучебной деятельности очень важны для школьников. Положительная оценка является стимулом для дальнейшей активности ученика, его хорошего поведения и успеваемости. Конечно, оценки не могут быть только положительными. Но давая невысокую оценку, педагогу важно помнить, что оценивается результат, а не личность ребенка.
Учитель, обладающий эмпатией, помнит, что на результат педагогического общения влияют следующие факторы:
- Педагог не учитывает индивидуальные особенности учеников;
- Педагог задевает самолюбие ученика, унижает его достоинство;
- Действия учителя не соответствуют причинам и мотивам поведения ученика или сложившейся ситуации;
- Ученик не понимает своего преподавателя и поэтому не принимает его как наставника;
- Ученик сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива.
Не будем забывать, что учитель является инициатором педагогического общения, организуя его и управляя им.
Сегодня на первый план выходит не воспитательное воздействие как сообщение школьнику абстрактных призывов, замечаний, критики, приказов и т.п. Ребенок уже не является пассивным объектом воздействия педагога, поэтому если педагог хочет воспитать человека, то он должен понять особенности личности ученика.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является идентификация – уподобление себя этому человеку. Существует тесная связь между идентификацией и близким ему по содержанию понятием – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Рассмотрим это понятие более глубоко.
Эмпатия (от греч. Empatheia – сопереживание) - понимание душевного состояния другого человека, его переживаний и доброжелательное их восприятие, сопереживание. Эмпатия психолога к клиенту - особое чувство, благодаря которому психолог-консультант может как бы изнутри понимать психологию клиента, проникать в его внутренний, психологический мир, лучше и глубже познавать личность клиента и его состояния.
Эгоцентрическая эмпатия — переживание за самого себя; страдания другого в этом случае являются поводом переживать за себя.
Эмпатия (сопереживание) – наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт. В этом случае мы фактически испытываем одинаковые эмоции. Чаще всего мы разделяем эмоции своих детей (т.е. гордимся ими, когда они гордятся собой, разделяем их печаль и обиду). Сопереживание другому человеку означает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы глубоко разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев и так далее. Когда эти эмоции мучительны, у нас часто возникает потребность к действиям, помогающим освободиться от них.
Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. И это не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание – мы как бы зеркально отражаем чужие эмоции. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них. В связи с этим различают следующие уровни эмпатии: сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым), сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому), симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям).
Способность к эмпатии снижается, если человек испытывает психологический дискомфорт. Когда мы находимся в состоянии тревоги, депрессии, злости, когда перегружены текущими проблемами, нам сложно сопереживать кому-то.
Эмпатия является важнейшим из личностно-профессионально значимых качеств учителя. Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. К сожалению, многие педагоги оценивают учеников по двум показателям: успеваемость и дисциплина.
По этой схеме можно выделить пять типов учащихся:
1.
Добросовестные, способные и сотрудничающие с учителем ученики;
2. Способные, но недисциплинированные школьники;
3.Малоспособные, но обладающие приятными человеческими качествами школьники;
4. Проблемные учащиеся;
5. Слабо дифференцированная группа учеников.
2. Способные, но недисциплинированные школьники;
3.Малоспособные, но обладающие приятными человеческими качествами школьники;
4. Проблемные учащиеся;
5. Слабо дифференцированная группа учеников.
И по этим критериям учитель определяет свое отношение к ученику. К ученикам из первой группы учителя, как правило, благоволят, помогают им. К школьникам из второй группы учитель относится неплохо, но не доверяет им, случаются и конфликты. К ученикам из третьей группы учитель относится скорее хорошо и стремится помочь им не снизить результатов в учебе. С учениками из четвертой группы у педагога регулярно возникают конфликты. Ученики же из пятой группы обычно остаются «в стороне», им не уделяется особого внимания.
Однако этот подход плох для всех групп учащихся. Понятно, что при общении с учителем наиболее некомфортно двум последним группам. Недифференцированная поддержка учеников из первой группы не дает им опыта в преодолении трудностей, которые неизбежно возникнут при смене учителя или по окончании школы. Ученики из третьей группы нередко привыкают к слабым результатам, а ученики из второй группы довольно часто «перемещаются» в четвертую группу.
Учителя с неразвитой эмпатией зачастую проявляют бестактность к учащимся. Вместо того, чтобы попытаться понять ребенка, они используют угрозы, критику, обвинения, нравоучения, высмеивание, морализирование и т.п.
Развитие в себе эмпатии требует серьезной внутренней работы. Для установления контакта между учителем и учеником учителю мало просто осознавать позицию школьника, важно уметь сопереживать ее вместе с ним. Неподдельный, искренний интерес к другой личности как таковой – основная предпосылка глубокой эмпатии. Такой интерес можно выразить простым вопросом: «Тебя что-то беспокоит?»
В ходе эмпатического познания происходит несколько процессов: эмоциональная оценка другого человека, попытка понять смысл его поступков и формирование стратегии своего собственного поведения.
Эмпатийная культура педагога выражается в способности откликаться на переживания ученика, распознавать его чувства, мысли и эмоции, и строить свои отношения с учащимися, считаясь с их внутренней позицией.
Не случайно опытные учителя много внимания уделяют общению с учениками. Они тщательно продумывают не только содержание учебного материала, но и то, с кем посадить ребенка, как активизировать деятельность одного и снять агрессию у другого, как вызвать на откровенный разговор.
Умение заметить хорошее в детях, их делах, поведении, сказать об этом вслух, порадоваться вместе - великий дар, который следует развивать у себя каждому педагогу.
Многие дети нуждаются в поддержке, положительной оценке своих действий. Педагогическая оценка - часть общения учителя с ребенком. Оценка учителем ответа ученика на уроке или его поведения во время перемены, или участия во внеучебной деятельности очень важны для школьников. Положительная оценка является стимулом для дальнейшей активности ученика, его хорошего поведения и успеваемости. Конечно, оценки не могут быть только положительными. Но давая невысокую оценку, педагогу важно помнить, что оценивается результат, а не личность ребенка.
Учитель, обладающий эмпатией, помнит, что на результат педагогического общения влияют следующие факторы:
- форма выражения требований учителя;
- объективность оценки педагога;
- знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей своих учеников;
- информация о состоянии здоровья и семейно-бытовых условий школьников;
- представление о наиболее типичной реакции каждого ребенка при вовлечении его в общение;
- отношение к ребенку не как к пассивному объекту воздействия педагога, а как к активной, творчески развивающейся личности.
(Продолжение
темы в следующей статье).