Школьная зрелость глазами нейропсихолога. Часть I.Ивашкина Т. Е.педагог-психолог |
![]() |
Уважаемые родители! Ваш ребенок в
ближайшее время покинет привычные и за многие годы, ставшие уже
родными стены детского сада и станет школьником. С удовольствием
ли ребенок будет ходить в школу или скажет: «Не хочу!»
Далеко не все дети могут спокойно перейти из одной обстановки в другую. Изменяется все: люди вокруг, их отношение к ребенку, его отношение к окружающим. Маленькому ученику очень непросто приспособиться к новой среде. Часто дети идут в школу с удовольствием, но мотивация у них чисто внешняя: «Мне купят новый портфель», «Я буду взрослым», «У меня будет ручка, как у брата…». Для того, чтобы школьный мир с его ежедневными планами и обязанностями не вызвал у ребенка отторжения, малыш должен очень хотеть учиться и, кроме того, хорошо себе представлять, для чего же все-таки существует школа и нужны знания, другими словами, к моменту поступления в первый класс у него должна быть создана положительная внутренняя мотивация. Дошкольники могут быть по-разному подготовлены к школе. Чтобы стать первоклассником, нужно «созреть» физически, интеллектуально и психологически.
По статистике здравоохранения около 60% детей по физиологическим и психологическим параметрам на сегодняшний день не могут обучаться по стандартной школьной программе. Таким образом, практически у половины будущих первоклассников в период адаптации к школе могут возникнуть проблемы с успеваемостью или поведением.
Родителям стоит насторожиться, если:
Далеко не все дети могут спокойно перейти из одной обстановки в другую. Изменяется все: люди вокруг, их отношение к ребенку, его отношение к окружающим. Маленькому ученику очень непросто приспособиться к новой среде. Часто дети идут в школу с удовольствием, но мотивация у них чисто внешняя: «Мне купят новый портфель», «Я буду взрослым», «У меня будет ручка, как у брата…». Для того, чтобы школьный мир с его ежедневными планами и обязанностями не вызвал у ребенка отторжения, малыш должен очень хотеть учиться и, кроме того, хорошо себе представлять, для чего же все-таки существует школа и нужны знания, другими словами, к моменту поступления в первый класс у него должна быть создана положительная внутренняя мотивация. Дошкольники могут быть по-разному подготовлены к школе. Чтобы стать первоклассником, нужно «созреть» физически, интеллектуально и психологически.
По статистике здравоохранения около 60% детей по физиологическим и психологическим параметрам на сегодняшний день не могут обучаться по стандартной школьной программе. Таким образом, практически у половины будущих первоклассников в период адаптации к школе могут возникнуть проблемы с успеваемостью или поведением.
Родителям стоит насторожиться, если:
- У ребенка появилась необоснованная агрессивность или, наоборот, пассивность;
- Он начал часто болеть;
- У него появилась патологическая неуверенность в себе;
- Он выражает нежелание идти в школу;
- Он избегает общения со сверстниками;
Все эти признаки свидетельствуют о плохой адаптированности ребенка к школе.
Существует грустная статистика: процент детей, которые не хотят идти в школу постоянно растет. Давайте рассмотрим причины. Одни дети видят отрицательный опыт своих старших своих старших сестер и братьев – школьников. Другим так надоело ежедневно рано вставать в детский сад, что это чувство они автоматически переносят на школу. А есть малыши, которые просто не готовы к восприятию учебной информации, потому что еще «не наигрались». У них не было возможности общаться со сверстниками, играть в ролевые игры, чаще они смотрели телепередачи, увлеченно играли в электронные гаджеты. У таких детей не сформировалась произвольность – то есть действовать по образцу в соответствии с принятыми правилами. Они психологически не готовы к школе, им не хватает навыков, необходимых для адаптации к новым условиям. Самостоятельно родителям в этой ситуации помочь свои детям будет затруднительно, поэтому консультация со специалистом может направить коррекционный и воспитательный процесс в правильном направлении.
Диагностика таких детей позволяет сделать выводы о том, как за последние годы возросло число детей с задержкой речевого развития, задержкой психического развития, минимальной мозговой дисфункцией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подойти к его решению с разных сторон анализа ребенка. В этом может помочь диагностика у нейропсихолога. Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы высших психических функций (память, мышление, внимание, воображение, восприятие) и их зрелость.
В следующей статье мы подробнее рассмотрим основные аспекты несформированностей отдельных структур мозга с оказанием влияния на формирование учебных навыков.