![]() |
Проблемы формирования привязанности у ребенка в замещающей семье |
1. Формирование первичной и вторичной привязанности.
Невозможно переоценить вклад психоаналитической школы в развитие теории и эмпирических знаний о ребенке, воспитывающемся в условиях материнской и институциональной депривации, а также о механизмах компенсации нарушений привязанности и проблемах взаимоотношений с замещающими родителями ( Дж. Боулби, Р. Шпиц, В. Фальберг и др.). В рамках школы были выделены два теоретических конструкта: «сепарация» и «привязанность», которые стали:- основной для интерпретации процессов развития ребенка и его взаимоотношений в ближайшем окружении.
- основой для разработки методов психологической помощи приемным детям и их родителям.
2. Влияние возраста ребенка на формирование привязанности.
Особое значение для осуществления сопровождения замещающей семьи имеют результаты эмпирических исследований влияния возраста ребенка на его сепарацию от кровной семьи и формирование привязанности к замещающей (Falberg V.А., 2005).Эмоциональный стресс от разлуки с родителями наиболее выражен в возрасте от 6 мес. до 4 лет. Для старших детей защитным фактором является развитие мышления, позволяющим поддерживать отношения с объектом привязанности на расстоянии (при помощи игры или фантазии, либо реальных действий - переписки и др.), хотя бы приблизительно оценивать время разлуки. В самом раннем возрасте личность ребенка представляет собой «меж-личность», это понятие можно сопоставить с понятием «пра-Мы» Л.С. Выготского или «массой из двоих» З. Фрейда, поэтому, если связь родителями прерывается, сама структура личности ставится под угрозу.
Младенец (возраст от 0 до 1). До 6 месяцев помещение ребенка в замещающую семью может пройти достаточно безболезненно, если семья готова к принятию ребенка. С 6 месяцев, когда ребенок начинает переживать эмоциональный стресс от разлуки с объектом привязанности, особенно сложным является период, когда у ребенка возникает страх незнакомого лица (примерно в 8 мес.). Страх является показателем, что устойчивые образы родителей и окружающей обстановки у него уже сложились. У ребенка повышается уязвимость к сепарации от объекта привязанности и временно снижаются возможности для формирования новой. Он негативно реагирует на изменение распорядка дня, по которому живет новая семья, его могут раздражать новые звуки, запахи, изменение температуры в помещении, стиль прикосновений замещающих родителей. Проблемы могут возникать ив когнитивной сфере, т.к. в этом возрасте активно развиваются элементарные представления о причинно-следственных связях, плохо согласующиеся с внезапным изменением всего уклада жизни.
Дети от 1 до 3 лет. У этих детей отделение от объекта привязанности может нарушить формирующийся баланс между автономией и зависимостью, что может проявляться в либо «цеплянии» за взрослого, либо в чрезмерной самостоятельности. Перемещение в замещающую семью в этом возрасте осложняется тем, что ребенок должен привыкнуть к новой семейной роли, новой возрастной позиции. При перемещении в замещающую семью явно начинает наблюдаться регресс в речевом развитии. Не редко он вызван разлукой с «переводчиком» - членом семьи, который лучше понимал упрощенные детские слова, жесты и соответственным образом реагировал на них, создавая тем самым «зону ближайшего развития».
Дошкольный возраст. В этом возрасте дети считают, что смена семьи – результат их мыслей, фантазий или плохого поведения. Эгоцентризм и магическое мышление являются характерными особенностями их познавательной сферы и оказывают влияние на формирование подобной реакции. В этих случаях работа с ребенком должна быть направлена на прояснение «магических» представлений о причинах его отделения от бывшего объекта привязанности и помещения в замещающую семью. Особенно важна проработка его чувства «вины». Если переживания ребенка, основанные на магическом осмыслении причин сепарации и помещения его в замещающую семью, не находят выхода ни в беседе, ни в диагностической игре, ключом к их пониманию могут стать эпизоды странного (на первый взгляд бессмысленного поведения).
Младший школьный возраст. У детей этого возраста за сепарацией и помещением в замещающую семью часто следует регресс в учебе. Различия в ценностных ориентациях семей могут приводить к конфликту представлений о «хорошем» и «плохом». С одной стороны, детям этого возраста легче переносить сепарацию, с другой стороны они способны на длительную привязанность, даже когда контакты с объектом привязанности прерваны. Поэтому и через несколько лет после помещения ребенка в замещающую семью нельзя не учитывать его отношения с теми, кто заботился о них прежде.
Подростковый возраст. В этом возрасте потеря значимых лиц может спровоцировать депрессию, при том, что сам подросток может инициировать этот разрыв. В подростковом возрасте потребность в чувстве принадлежности определенной культуре, роду, семье обостряет конфликт лояльностей у молодых людей, переживших сепарацию от родной семьи достаточно давно. Такие дети нередко переживают психологически сложные состояния, связанные с актуализацией «признаков крови», что может привести к глубоким конфликтам с приемными родителями и наложить отпечаток на их психологическую идентичность.
2.3 Проблемы формирования привязанности приемный ребенок – замещающий родитель.
Обзор прикладных исследований, показывает что многие авторы отмечают множество трудностей, с которыми сталкиваются усыновители и приемные родители даже в самых благоприятных условиях. Например, M. Schechter выделяет проблемы, связанные с усыновлением сразу после рождения. Эти трудности отчасти связаны с тем, что на пре – и перенатальном этапах развития ребенка у него не было связи с приемными родителями. Замещающие родители в своем стремлении установить с такими детьми как можно более тесные взаимоотношения иногда сознательно или неосознанно для себя игнорируют наличие у приемного ребенка глубокой эмоциональной связи с его биологическими родителями, что может привести к нарушениям отношений. Г. Райн подчеркивает, что переживания, связанные с эмоциональной депривацией и плохим обращением, надолго сохраняются в психике ребенка и связаны с высоким риском развития у него состояния фрустрации и появления чувство страха, обиды, беспомощности. У таких детей может развиться ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), связанное с ранее пережитыми травмами. А Гартман и Дж. Лэрд среди типичных проблем, характерных для приемных родителей, отмечают чувство бессилия, частое использование тезиса о «плохой наследственности», позволяющего объяснить имеющиеся у ребенка эмоциональные и поведенческие нарушения, нередко переживаемое чувство «вины» за искажение истории, состояние стресса, связанное с необходимостью их соответствия определенным ожиданиям. М. Шехтер указывает на переживаемое чувство горя и глубокого сожаления при уходе из семьи приемных детей. Это чувство усиливается осознанием того, что они были лишены возможности иметь своих детей.Травма, связанная с отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на когнитивные, эмоциональные и сенсорные процессы усыновляемого, что существенно затрудняет у него формирование вторичной привязанности. Для таких детей характерна тенденция к проявлению гиперконтролируемого, конфликтного поведения в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости с приемными родителями. Такое поведение ребенка может глубоко ранить родителей, особенно в тех случаях, когда они имеют определенные ожидания относительно того, как должен себя вести ребенок.